Большинство участников рынка признают, что потери, понесенные вследствие воровства покупателей, – лишь видимая часть айсберга. Сотрудники выносят из своего магазина намного больше. Ворует персонал везде, вне зависимости от успешности торговой точки, вида товара и собственного статуса в компании.

ДЕВЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНОВ Такой ущерб недавно нанесли известной торговой компании махинации с арендой. Во время проверок отдела брокериджа, входящего в дирекцию по управлению активами и эксплуатацией, сотрудники службы безопасности обнаружили многочисленные нарушения в использовании помещений магазинов, сдаваемых в аренду. Сторонние организации и предприниматели самовольно располагались в магазинах, занимали площади больше указанных в договоре, не вовремя платили за аренду.

Способствовали злоупотреблениям, увы, сотрудники компании. Менеджер отдела брокериджа М. получал «откаты» от арендаторов за право арендовать площади в универсамах «П.». Мало того, он зарегистрировал семейную фирму и переводил на ее счет деньги, якобы сдавая в аренду площади. Материалы по делу М. и другим выявленным нарушениям переданы в УБЭП при ГУВД Москвы, принимаются меры по возмещению материального ущерба.  Вспомним «Злоумышленника» А.П. Чехова, где герой рассказа «все понимает… и гайки отвинчивает не без ума, не все… – оставляет…». «Корпоративные» воры также не умыкают сразу крупную сумму, начинают с мелочи и если не видят контроля или наказания, то это входит у них в привычку.

«Воруют все! – утверждает Владимир Бабкевич, заведующий одного из брянских магазинов торговой сети «К.». – Продавцы, грузчики, кладовщики, менеджеры».

А БЫЛ ЛИ ВОЗВРАТ? Заместитель директора московского магазина «П.» господин Н. «разбогател» на 60 тыс. руб., принимая возвращенные от покупателей товары. Обычная процедура возврата такова: представитель магазина забирает товар с чеком и возвращает покупателю деньги. При проверке выяснилось, что товар, который по документам вернули, фактически в магазине отсутствовал. Н. фальсифицировал возвраты по чужим чекам, оставленным на кассе, и забирал деньги себе. Мошенника обязали возместить ущерб и уволили.

БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ПИЩА Гражданку Н. приняли на работу в универсам «П.» без проверки паспорта и трудовой книжки, поверив ее обещаниям предоставить документы позже. Ей сообщили пароль для работы с кассой, не подписав с ней договор о материальной ответственности. Сотрудницы магазина Т. и Б. проявили непростительную халатность, доверив кассу фактически постороннему человеку, и поплатились за это. В первый же рабочий день Н. сняла рабочую форму, похитила более 150 тыс. руб. из кассы и скрылась. В ходе следствия выяснилось, что аферистка Н. промышляла таким же образом в универсамах  других торговых сетей. Сейчас она находится в розыске. Против мошенницы возбуждено уголовное дело.

ТЕЛЕВИЗОР ТАК И НЕ ВКЛЮЧИЛИ По условиям маркетинговой акции за каждую покупку на сумму более 500 руб. участники получали купон с буквой из названия сети. Те, кто собрал название целиком, становились обладателями телевизора за 2500 руб. Но удача улыбается не каждому. Поэтому мошенники – и покупатели, и сотрудники  магазина – ломают голову, как заполучить электронное чудо техники. Так, в одном из казанских магазинов менеджер зала X., менеджер расчётно-кассового узла А. и исполняющий обязанности старшего кассира Ш., пользуясь служебным положением, присвоили купоны и раздали их своим знакомым. Те подобрали оставленные покупателями чеки и получили вожделённый приз. По требованию службы безопасности один телевизор был возвращен добровольно. За два  других внесли деньги. Менеджера А. уволили, других участников мошенничества лишили премии. Среди них были администраторы, кассиры, охранники и управляющие.

Средняя зарплата по Брянску составляет 12 тыс.руб. В «К.» грузчик получает 5 тыс., кассир – 7, администратор – 10-12,  заведующий – 15 тыс. руб. Практически каждый кассир непременно еще на 5 тыс. наворует и таким образом «доберёт» до средней зарплаты. Это всем звестно, так же, как известны и способы воровства. Нередко продавец или кассир совершает кражу из-за неуверенности в завтрашнем дне, особенно опасным является период «накануне увольнения». Совсем недавно был случай, когда продавец совершила крупную кражу товара, зная о недовольстве управляющей ее работой и грозящем увольнении.

Почти во всех крупных московских сетях, например в «Патэрсоне» или «Копейке», если кассир попался на воровстве, сразу его не уволят, а предпочтут сначала вычесть сумму украденного из зарплаты. Увольняют уже рецидивистов. Иностранные торговцы (IKEA, Auchan) гонят воришек сразу. Откуда эта разница в подходах?

Нередко у кадровиков может просто не быть  людского резерва для заполнения мест проворовавшихся сотрудников, учитывая невысокий размер вознаграждения за труд. Западные же сети во главу угла всё же ставят принцип чистоты рядов.

«ВЫНОСЛИВЫЕ» ГРУЗЧИКИ Недавно состоялся суд над грузчиком С., сотрудником известной федеральной сети, и представителем компании «Баунти» И. Они похитили алкоголь со склада магазина на сумму около 500 тыс. руб. Суд приговорил их к трём и двум с половиной годам лишения свободы. Еще один «выносливый» работник – грузчик одного из казанских гипермаркетов гражданин Б. решил превратить вывоз мусора из магазина в доходную статью. Он подкатил тележку с мусором к прессу и начал прессовать ящики, а коробки, не трамбуя, поставил в пресс. В ответ на просьбу контролера службы безопасности спрессовать и коробки Б. сообщил, что оборудование сломалось. Бдительная сотрудница решила заглянуть внутрь и обнаружила в коробках товар на сумму более 5 тыс. руб., который грузчик намеревался тайком вывезти из магазина. Продукты и промтовары возвратили в торговый зал, а вороватого грузчика уволили.

«НЕЧИСТОЕ ДЕЛО» Гражданка М., сотрудница компании «Чистое дело», с которой торговая сеть «П.» работает по договору, оказалась нечиста на руку. В самарском гипермаркете «П.» она украла телефон за 19 тыс. руб. у покупательницы, пока та расплачивалась на кассе. Сотрудники службы безопасности нашли и уволили воровку, а телефон вернули владелице.

ДОРОГОЙ ТЫ НАШ ОХРАННИК Сотрудник частного охранного предприятия «Оплот» Н. после окончания работы магазина «П.» получил под охрану тубус с ключами от главной кассы. Ночью сотрудники разошлись по домам. Нарушив должностную инструкцию, рабочее место покинул второй охранник ЧОПа – С., который, вероятно, находился в сговоре с Н. Убедившись, что в магазине никого нет, Н. отключил камеру видеонаблюдения, сорвал печать со служебного входа в главную кассу, вскрыл сейф и похитил 205 тыс. руб. С. вернулся на работу под утро. Заметив сорванную печать, он не принял никаких мер и отпустил Н. с места преступления. Найти вора до сих пор не удалось. Прокуратура возбудила против него уголовное дело. ЧОП «Оплот» возместил компании убыткию

Подобной позиции придерживаются в Корпорации «ГРИНН». «Чтобы предотвратить воровство персонала, необходимо действительно его прекратить, а не придумывать схемы, как вернуть потерянные деньги. Воровство на предприятии – это грубая ошибка менеджмента. Там где есть воровство, нет менеджмента, – убежден Юрий Разиньков, заместитель директора по розничной торговле «Линии». – Руководители нередко заставляют проштрафившихся сотрудников отрабатывать деньги. На самом деле тем самым они создают почву для дальнейшего воровства со стороны других работников. Люди всегда задают себе вопрос: «Хорошо, вор украл деньги, но почему он работает? И что произойдет, если я возьму деньги? Вдруг да пронесет?». Как известно, человека страшит не жестокость наказания, а его неотвратимость».

К сожалению, абсолютный контроль в магазине установить нельзя. Каждая компания пытается решить эту проблему собственными силами. О превентивности хищений своего имущества каждая уважающая себя компания задумывается еще на этапе подбора персонала. Предварительное изучение претендента работниками кадровых служб предполагает и проверку биографических данных, и тестирование, и персональное интервьюирование, и изучение имеющегося досье. Отбор кандидатов проводится с особой тщательностью.  Сергей Шморгун, руководитель службы безопасности одной из торговых сетей, утверждает, что хорошим способом частичного решения проблемы являются провокации.

Чтобы предупредить воровство в будущем, службы безопасности должны выявить те «узкие» места, где персонал может позволить себе присвоить имущество компании. Для этого на короткое время создаются благоприятные условия для хищений, прежде всего активно демонстрируется пассивность служб безопасности или охраны. Конечно, на самом деле в этот момент соответствующие службы бдительны более, чем когда-либо. В условиях полной конспирации ведётся наблюдение за территорией, помещениями, производственными и бизнес-процессами. Каждое совершенное в таких условиях хищение позволяет внутренним контролёрам определить природу происшедшего, т.е. установить, как и, главное, чем руководствовался работник, изымая у компании ее имущество.

Есть торговые предприятия, в которых существует жесткая структура организации и одновременно культивируется доносительство. И если кто-то выявляет мошенничество, сообщает об этом руководству, ему выплачивается премия, его повышают в должности, а того, кто уличен, увольняют. В таких организациях карьерный рост идёт с помощью доноса, по крайней мере, это приветствуется. Известны на рынке компании, построенные по хаббардовской системе. В них, как правило, царит недружественная атмосфера. Каждый знает, что на него доносит другой. Потери там есть, но они не очень велики. Однако текучесть в подобных организациях высокая.

По мнению многих представителей розничных компаний, институт сексотов имеет больше недостатков, чем достоинств.  Разговоры о здоровой атмосфере – не пустой звук. Многие ритейлеры сходятся во мнении, что воровства меньше в тех магазинах, в которых директора сумели сплотить коллектив и создать нормальный психологический климат.

Воровство — это социальная проблема, и единственный путь решить ее – построить систему управления, при которой сам коллектив будет заинтересован изжить воровство. Если работники чувствуют, что их уважают, считают членами команды, они отождествляют свои личные цели с задачами фирмы. Кража у работодателя становится эквивалентной краже у самого себя или у своей семьи

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ Повар мясного производства А., пользуясь халатностью персонала, выносил продукты через служебный вход, предъявляя на охране чеки, не соответствующие покупке. Товары он складировал в личном шкафчике, затем мелкими партиями переносил в камеры хранения для покупателей и в конце рабочего дня покидал магазин, прихватив «экспроприированное». «Несун» задержан с поличным. Он признал свою вину, возместил ущерб магазину и был уволен.

«КРЫША ЕДЕТ» ЗА ДВА МИЛЛИОНА Бывший менеджер по наружным вывескам и конструкциям управления рекламы и маркетинга сети Р. заключил договор с универсальной строительной компанией «В.» на проверку состояния крыш зданий торговой сети «П.». Первый договор он зарегистрировал в установленном порядке, а все последующие фальсифицировал, прикрепляя к ним копию страницы с подписями и печатями от первого договора. Р. был наделен полномочиями подписывать акты выполненных работ. Пользуясь этим правом, он проводил оплаты через бухгалтерию.  По этой схеме в «строительную» компанию перечислили 2,2 млн руб. Подозрение вызвал тот факт, что Р. не представил руководству ни одного технического заключения о состоянии крыш. А директора магазинов, упомянутых в договорах, сообщили службе безопасности, что проверка крыш зданий фактически не проводилась ни на одном объекте. Найти представителей компании «В.» не удалось.

Состоялся суд над Р. Его приговорили к лишению свободы на один год и обязали вернуть в компанию похищенные деньги.

«ЗАРАБОТАЛИ» НА «БЕСПЛАТНОМ» ТОПЛИВЕ Сразу несколько уголовных дел заведено на сотрудников компании, водителей-экспедиторов, которые пытались нажиться на талонах на заправку служебных автомобилей. Например, К., вместо того, чтобы залить в машину горючее, обналичил более б тыс. руб. по картам на отпуск дизельного топлива и присвоил деньги. Водители В. и Л. действовали по той же схеме и «заработали» соответственно 31 и 28 тыс. руб. Служба безопасности, учитывая массовый характер этого преступления, продолжает проверку  деятельности водителей. Водитель Ш. не сдал вовремя топливную карту и заправил за счёт компании чужие автомобили, получив за это более 11 тыс. руб. Состоялся суд, и преступнику назначили наказание в виде лишения свободы на год и обязали возместить ущерб.

«ОТКАТ» С ПОДКАТОМ На 17 млн руб. была завышена стоимость объекта недвижимости для открытия нового магазина известной торговой сети. С., специалист по поиску объектов дирекции развития малого формата, «попросил» увеличить стоимость сделки на эту сумму для того, чтобы по завершении сделки получить ее от  собственника. Но легких денег незадачливый вымогатель так и не увидел. При передаче двух миллионов рублей (первой части «отката») С. был задержан с поличным сотрудниками Дирекции по безопасности и московского УБЭП ГУВД. Против него возбуждено уголовное дело.

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА В универсаме «П.» во Владимире в ходе комплексной проверки службой безопасности центрального офиса обнаружилось, что из главной кассы исчезло 270 тыс. руб. Расследование показало, что, пользуясь служебным положением, деньги украл начальник службы безопасности К. «В семье не без урода», – разводят руками сотрудники службы безопасности центрального офиса. Правонарушитель уволен из магазина, против него возбуждено уголовное дело. В этом инциденте заслуживает внимания то, что директор магазина и менеджер расчётно-кассового узла знали о краже, но молчали, поскольку вор якобы обещал вернуть деньги через несколько дней. «Поведение этих сотрудников нельзя оправдать, налицо пример халатного отношения к работе», – уверены сотрудники службы безопасности.

Источник: Точка продаж №48,  Сетевой журнал «Хранитель»

Поделиться в социальных сетях

Share to Facebook
Share to Odnoklassniki